29
регионов подписали соглашения о тиражировании кадрового стандарта
220
эффективных практик кадрового обеспечения регионов
8
регионов-наставников для субъектов, вступивших в проект
8
окружных методических сессий для всех регионов

Дуальное образование является одним из инструментов повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российских регионов за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности.

Системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» одобрен решением Наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» 14 ноября 2013 года.

Цель реализации

Разработка моделей участия предприятий в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, моделей и форматов сетевого взаимодействия образовательного учреждения и предприятия в подготовке кадров.

Основные задачи

  1. Разработка, апробация, внедрение и распространение моделей дуальной системы обучения в пилотных регионах.
  2. Разработка моделей участия предприятий в финансировании и реализации программ подготовки профессиональных кадров, моделей и форматов сетевого взаимодействия образовательного учреждения и предприятия в подготовке кадров.

Заголовок блока

>1000
педагогических работников обученных с использованием новых форматов
500
тыс. детей участвуют в проектах инициативы
150
практик выявлено в рамках реализации инициативы
>250
технологических предпринимателей приняли участие в опросах

Нормативно-правовые акты

Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 – 2020 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года №349-р).

П.4. Последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения.

П.13. Реализация комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.

П.14. Внесение изменений в Налоговый кодекс РФ в части мотивации предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

П.16. Разработка предложений по совершенствованию участия представителей работодателей в попечительских и наблюдательных советах профессиональных образовательных организаций.

План мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 1250-р).

Ключевое событие 4.6. Внесены изменения в налоговое законодательство Российской Федерации, направленные на мотивацию предприятий к участию в практико-ориентированной (дуальной) модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №366-р).

П.9. Реализация системного проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Внедрение дуальной системы образования

Калужская область, Ульяновская область, Пермский край, Красноярский край, Ярославская область, Свердловская область, Республика Татарстан, Волгоградская область, Московская область, Нижегородская область, Белгородская область, Тамбовская область, Самарская область.

13
пилотных регионов
Калужская область
Нижегородская область
Белгородская область
Московская область
Новый элемент

Результаты проекта

  1. Суммарно участниками проекта стали 150 учебных заведений и 1100 предприятий из 13 регионов России, в том числе: ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнева», Завод экспериментального машиностроения ОАО «Ракетно-космическая корпорация «Энергия», ОАО «Производственное объединение «Баррикады», ОАО «Научно-производственное объединение «Сатурн», Закрытое акционерное общество «Авиастар-СП», ОАО «Татнефть», ОАО «Пермский моторный завод», ОАО «Первоуральский новотрубный завод», ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Волжский трубный завод», предприятия группы «ГАЗ», ООО «Фольксваген Груп Рус» и другие.
  2. В регионах созданы коллегиальные органы по управлению проектом. В зависимости от специфики региона данную функцию могут выполнять Торгово-промышленная палата (Пермский край), Департамент внутренней и кадровой политики под руководством (Белгородская область) и др.
  3. При участии работодателей разработаны квалификационные требования к выпускнику, разработаны (модернизированы) образовательные программы, обновлена материально-техническая база проекта, проведено обучение производственного и педагогического персонала, разработаны нормативно-правовые документы для реализации проекта.
  4. Совместно с Минфином России и группой ЧТПЗ предложены поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым расходы на обучение по системе дуального образования будут приравнены к расходам на обучение, и получат аналогичные налоговые льготы. Изменения вступили в силу с января 2018 года.
  5. В конце 2016 года независимый немецкий аудитор провел оценку эффективности функционирования моделей практико-ориентированного (дуального) обучения регионов Российской Федерации. По результатам исследования была отмечена положительная динамика развития дуального образования в пилотных регионах проекта.
  6. В рамках реализации проектов «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» были собраны и описаны регионами кейсы практико-ориентированной подготовки кадров на площадке «База эффективных практик».

Татьяна Кожевникова
Лидер проекта

«В дуальной системе очень большое значение уделяется практике. Несколько дней в неделю студенты находятся не в учебных классах, а в образовательном центре предприятия, где они на реальном оборудовании отрабатывают свои практические навыки. Таким образом, предприятие получает готовых специалистов, обученных в соответствии с их требованиями».
Евгений Колганов
Менеджер проекта от АСИ с 2016 года

«В ходе реализации проекта дуальная модель обучения доказала свою эффективность для российских реалий. Лучшие практики подготовки кадров тиражируются в 20 субъектах Российской Федерации в рамках апробации системного проекта «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста» и призваны помочь в построении системы подготовки качественных кадров для предприятий регионов».
Татьяна Головина
Менеджер проекта от АСИ до 2016 года

«Дуальная модель подготовки кадров в регионе предполагает участие в процессе подготовки, профориентации и независимой оценки качества подготовки как предприятий и образовательных учреждений, так и органов исполнительный власти, бизнес-объединений, объединений работодателей. Лучшие практики пилотных регионов будут положены в основу методических рекомендаций в рамках тиражирования проекта».

Часто задаваемые вопросы

Что понимается под дуальным образованием?
«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

  • источник целеполагания – запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
  • развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы – непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);
  • первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
  • преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

В узком смысле, дуальное обучение – это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое – в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование – это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров 2.0 – Москва, 2016, С. 26-37.
Какими документами регламентируется дуальная подготовка студентов?
Нормативно-правовое оформление внедрения дуальной модели обучения (образования) требует подготовки соответствующей нормативно-правовой базы на всех уровнях управления:

  • федеральный
  • региональный
  • локальный

Термин «дуальное образование (обучение)» пока что не определен на федеральном уровне и может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента.

Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне ведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.

На данный момент в Российской Федерации отсутствует опыт разработки документов, закрепляющих требования к дуальной модели образования на федеральном уровне, в дальнейшем предполагается обсуждение возможности разработки необходимой нормативно-правовой базы соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Опыт пилотных регионов показывает, что общие рамочные условия организации образовательного процесса с использованием элементов дуального обучения определяются нормативными актами субъекта Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации сложилась своя терминология в рамках проекта, и документы могут иметь различные названия. Как правило, это «Положение о дуальном обучении» (также называется «Положение об организации обучения на рабочем месте»), «Положение о наставничестве», «Положение о базовом предприятии», иногда – «Типовой договор о сетевой форме реализации образовательного процесса», «Типовой ученический договор». Иногда эти договоры составляются сотрудничающими организациями самостоятельно на основе федеральных документов.

Подробнее см. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров 2.0 – Москва, 2016, С. 39-43 + Приложение 1. Карта нормативных документов модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.
Каким образом обеспечивается целевой набор студентов в группы?
Возможно ли начать реализацию программ дуального обучения студентов со 2-3 курсов?
Возможен ли отбор и обучение студентов на предприятии только части (10 чел) учебной группы? Проходят ли проф.пробы студенты с целью отбора в группу дуального обучения? Какие?
Существует ли обязанность Предприятия платить студентам стипендии во время теоретического/практического обучения? Возможно ли отнесение данных затрат на себестоимость?
Какое соотношение практического и теоретического обучения рекомендуется по дуальной модели? Есть ли рекомендуемый календарный учебный график (по годам)?
Какие дисциплины, профессиональные модули и на каких курсах преподают студентам мастера производственного обучения (из колледжа), наставники с предприятия, преподаватели учебного центра предприятия?
Каким образом осуществляется промежуточная аттестация студентов? Как организована практическая часть экзамена по профессиональному модулю? Кто входит в экзаменационную комиссию? Кто составляет теоретические вопросы, практические задания для оценки результатов обучения студентов?
Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?
Оптимальное (рекомендуемое) число закрепленных студентов за одним Наставником от Предприятия?
Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?
Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.