Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста

Кадровый стандарт — это стандарт современных практик, встроенных в систему управления регионом и направленных на обеспечение промышленности (экономики) высококвалифицированными кадрами.

Кадровый стандарт предназначен для применения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, региональными органами исполнительной власти, отраслевыми, профессиональными организациями, партнерствами и работодателями в качестве руководства по реализации проектов внедрения модели кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста в регионе.

Кадровый стандарт учитывает результаты реализации системного проекта Агентства «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», результаты движения WorldSkills Russia, лучшие практики кадрового обеспечения субъектов Российской Федерации.

Проблемы

Невысокая эффективность процессов подготовки кадров для экономики региона; 
Отсутствие системной оценки и контроля эффективности субъектов реализации кадровой политики в регионе; 
Отсутствие системной подготовки кадров в соответствии с мировыми стандартами и требованиями работодателей; 
Отсутствие координированных политик на уровне региона в сфере подготовки кадров для промышленности.

Цель кадрового стандарта — повышение инвестиционной привлекательности регионов за счет качественного кадрового ресурса для запуска новых и обеспечения действующих производств

Задачи стандарта

Выстраивание в регионах межведомственного взаимодействия по вопросам кадрового обеспечения региональной экономики. 
Повышение эффективности процессов кадрового обеспечения региональной экономики: развитие кадрового потенциала на долгосрочную перспективу, привлечение и удержание кадровых ресурсов, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров, в том числе в соответствии с мировыми стандартами и требованиями рынка. 
Оценка и контроль эффективности реализации региональной кадровой политики. 
Систематизация современных управленческих практик, механизмов и инструментов кадрового обеспечения. Создание условий для их тиражирования. 
Василий Осьмаков
Заместитель Министра промышленности и торговли
Российской Федерации


«Подготовка высококвалифицированных кадров для предприятий имеет огромное значение для развития российской промышленности, технологической независимости нашей страны и ее глобальной конкурентоспособности. Именно поэтому Минпромторг России поддержал инициативу о создании Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста и принял активное участие в его разработке. Модернизация системы подготовки кадров на основе лучших мировых практик позволит максимально приблизить профессиональное образование к требованиям реального производства и поможет вырастить целое поколение молодых профессионалов. Применение Стандарта на практике, несомненно, повысит кадровый потенциал предприятий, улучшит инвестиционный климат и позволит обеспечить экономический рост регионов в целом».

В 2018-2019 годах Агентство реализует мероприятия по внедрению Кадрового стандарта в 85 субъектах Российской Федерации на основании пункта 2 поручения Президента России Владимир Путина Пр-580 от 6 апреля 2018 г. (по итогам совещания по развитию системы среднего профобразования 6 марта 2018 года в Екатеринбурге).

В 2018 году для всех регионов России Агентство провело окружные сессии с целью информирования о методических и организационных аспектах, разработке планов, тиражировании эффективных региональных практик внедрения Кадрового стандарта. 

9-10 августа 2018 года в Дальневосточном федеральном округе (г. Южно-Сахалинск), 4 октября в Сибирском федеральном округе (г. Омск), 11 октября в Северо-Кавказском федеральном округе (г. Ставрополь), 16 октября в Северо-Западном федеральном округе (г. Калининград), 18 октября в Южном федеральном округе (г. Ростов), 25 октября в Уральском федеральном округе (с приглашением ряда регионов Центрального федерального округа) (г. Екатеринбург), 30 октября в Центральном федеральном округе (г. Москва), 9 ноября в Приволжском федеральном округе (г. Самара).

В настоящее время заключаются трёхсторонние соглашения о внедрении Кадрового стандарта между Агентством, Союзом и оставшимися субъектами Российской Федерации. Ряд регионов, подписавших соглашение, разработали и утвердили региональные дорожные карты внедрения Кадрового стандарта.

Внедрение кадрового стандарта в регионах
Москва
ул. Лесная д. 145
Дом отдыха «Заря нового дня»
Москва
ул. Лесная д. 145
Дом отдыха «Заря нового дня»
Москва
ул. Лесная д. 145
Дом отдыха «Заря нового дня»

Часто задаваемые вопросы

Может ли субъект Российской Федерации изменять сроки реализации мероприятий дорожной карты исходя из возможностей региона? Возможно ли назначение ответственных исполнителей, отличных от тех, которые указаны в типовой модели? Почему в отдельных мероприятиях дорожной карты определяется ответственным исполнителем Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации?
Субъект Российской Федерации может изменять как сроки реализации мероприятий дорожной карты, так и определять ответственных за реализацию данных мероприятий. Также от регионов ожидается дополнение дорожной карты соответствующими мероприятиями по реализации Регионального стандарта. Это указано в преамбуле к дорожной карте. Рекомендация: разработка плана и назначение Совета и Координатора должны быть выполнены в первую очередь. 
Если в субъекте Российской Федерации уже действует инфраструктура и сформированы механизмы развития кадрового потенциала, в какие сроки нужно внести в них дополнения, касающиеся внедрения Регионального стандарта?
Общая логика формирования дорожной карты в этом случае сохраняется. Сроки определяются регионом самостоятельно, учитывая существующие регламенты.
На какие источники финансирования внедрения Регионального стандарта может рассчитывать регион?
Федеральных источников финансирования проекта не предусматривается. При этом важно понимать, что большинство мероприятий Кадрового стандарта синхронизируется с Национальными проектами «Образование», «Производительность труда и поддержка занятости».
Можно ли учесть приоритеты социально-экономического развития региона при формировании перечня востребованных профессий (включить, например, сельское хозяйство, строительный комплекс)?
Да, можно.

Мы исходим из позиции, что сельское хозяйство и другие сферы с каждым годом становятся высокотехнологичными. В случае если данные отрасли находятся в приоритете региона, то они могут быть включены в апробацию Регионального стандарта.
Что имеется ввиду под высокотехнологичными отраслями промышленности?
Высокотехнологичные отрасли промышленности определены в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации как базовые отрасли промышленности (авиационная и ракетно-космическая промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность, атомный энергопромышленный комплекс, энергетическое машиностроение, информационно-коммуникационные технологии), производящие продукцию высокой добавочной стоимости и конкурентоспособную. При этом в контур Регионального стандарта могут быть включены другие отрасли, имеющие приоритетное значение для региона, но также отвечающие требованию: «производящие продукцию высокой добавочной стоимости и конкурентоспособную», например, сельское хозяйство. Это отрасли, на которые регион «делает ставку». 
Как определить ключевых работодателей и ключевые компетенции при апробации Регионального стандарта?
Ключевые работодатели – действующие предприятия (работодатели), в том числе субъекты среднего и малого технологического предпринимательства, а также субъекты инвестиционной деятельности (потенциальные работодатели), представляющие высокотехнологичные отрасли промышленности. Определяются исходя из приоритетов для региональной экономики, а также из готовности данных работодателей участвовать в апробации Регионального стандарта.

Ключевые компетенции – наиболее значимые для ключевых работодателей востребованные и перспективные компетенции (профессии, специализации) в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Могут быть определены на основе следующих критериев: ключевое значение в технологических процессах, массовая занятость, квалификационный дефицит, оказание значительного влияния на рост производительности труда и обеспечение экономического роста, связанные с изменением технологических и бизнес-процессов, создания новых производств и др.

Ключевые компетенции должны быть определены в диалоге с работодателями.
Возможно ли углубить вопрос гарантированного трудоустройства выпускников на предприятия (системы займов, работы и заключения трудовых договоров уже в процессе учебы и пр.)?
Предложение принимается. Если в регионе есть интересные практики и отработанные механизмы, включаем их в базу данных и в обсуждение на мероприятиях по обмену опытом. 
Учитывать ли в рамках реализации Регионального стандарта конкурсы по профессиональному мастерству?
В рамках апробации Регионального стандарта мы ориентируемся на оценку качества подготовки по стандартам Ворлдскиллс.
Можем ли отказаться от корпоративных чемпионатов Ворлдскиллс? Специфика региона не позволяет. Мы хотели бы включить категорию молодых рабочих в региональный чемпионат.
Проведение корпоративных чемпионатов Ворлдскиллс включено в типовую дорожную карту с целью внедрения сквозных методик оценки студентов и рабочих кадров.

Если категория молодых рабочих будет включена в региональный чемпионат и в нем будут участвовать работники ключевых работодателей по ключевым компетенциям (в терминах Стандарта), то в качестве отдельного мероприятия корпоративные чемпионаты могут не реализовываться.
Где место независимой оценки квалификаций выпускников, сертификации и государственно-общественной оценки образовательных программ в дорожной карте?
Да, если это вписывается по смыслу и результату в положения Регионального стандарта. 
Где место независимой оценки квалификаций выпускников, сертификации и государственно-общественной оценки образовательных программ в дорожной карте?
Если в субъекте Российской Федерации сложилась практика независимой оценки квалификаций, то мероприятия необходимо включить в дорожную карту в раздел независимая оценка качества подготовки кадров.
Предлагается ли рассмотреть вопрос предоставления льгот (налоговых и иных преференций) предприятиям, участвующим во внедрении и реализации Регионального стандарта, а также предприятиям, участвующим в реализации программ дуального (практикоориентированного) обучения?
Министерство финансов Российской Федерации, Агентство и Группа «ЧТПЗ» разработали проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 264 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях мотивации предприятий к участию в подготовке высококвалифицированных рабочих кадров» (далее – Законопроект).

Указанный Законопроект предусматривал внесение изменений в подпункт 23 пункта 1 и пункт 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к расходам на обучение будут также относиться расходы налогоплательщика, осуществленные на основании договоров о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенных с образовательными организациями в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Принятие законопроекта может мотивировать к участию в сетевой форме реализации профессиональных образовательных программ, направленных на подготовку высококвалифицированных рабочих кадров с дальнейшим их трудоустройством на предприятии. Расширение практики реализации подобных программ позволит увеличить занятость в необходимом сегменте рынка труда, снизить миграцию трудовых ресурсов в регионах, планомерно формировать рынок востребованных специалистов высокой квалификации, повышать производительность труда, а также улучшить качество образования за счёт получения обучающимися практического опыта работы, в т. ч. на современном оборудовании с использованием новых технологий.

16 ноября 2016 года данный законопроект был одобрен Правительством Российской Федерации.

23 июня 2017 года прошло первое чтение законопроекта (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=33144-7&02). Законопроект был принят в третьем чтении.

18 июля 2017 года законопроект был подписан Президентом Российской Федерации и вступил в силу с января 2018 года.
Каким документом должна быть принята Стратегия кадрового обеспечения промышленного роста?
Стратегия может быть отдельно разработанным документом, так и частью стратегии социально-экономического развития. Принятие документа должно быть нормативным в соответствии с процедурами принятия аналогичных документов в регионе. Коллегиальным органом она утверждена быть не может, т.к. это совещательный орган, который может только рассмотреть стратегию и выдать свою резолюцию.
Имеет ли смысл создавать отдельный координационный совет при наличии органа со схожей функцией в регионе?
В соответствии с Региональным стандартом, координационный совет может быть создан на базе существующего коллегиального органа. При этом должно быть произведено сопоставление функций и состава совета, которые описаны в Стандарте. И в случае необходимости, внести соответствующие изменения в работу существующего органа и документы, регламентирующие его работу.
Кто в регионе может выступать Координатором – должен ли это быть Председатель Правительства региона? По какому принципу должен быть определен Координатор? Может ли стать региональный орган исполнительной власти координаторам?
Координатор - организация, способная осуществить межведомственное взаимодействие и в которой содержится функционал либо объединения (бизнес-объединения), либо образования, либо стратегии и развития региона (региональный институт развития). При этом регион сам должен определить, кто именно способен выполнить функции координатор. Основной фокус на людях: выбранный субъект должен содержать людей готовых и способных на коммуникацию и выстраивание отношений. Но у данного субъекта либо уже должны быть полномочия по координации, либо ему их должны предоставить.

Да, роль координатора может выполнять региональный орган исполнительной власти. Такой вариант реализован в Белгородской области. 
В регионе приняты нормативные документы, прогнозирующие потребность в кадрах, и определены сроки ее формирования, которые не совпадают с дорожной картой. Можно ли в региональной дорожной карте сохранить сроки формирования потребности, определенные региональным законодательством?
Да, можно. Как и по другим мероприятиям дорожной карты. Если какие-то процедуры и сроки зафиксированы региональным законодательством, они учитываются при формировании дорожной карты апробации Регионального стандарта.
Возможно ли на федеральном уровне разработать и утвердить единую методику формирования прогноза потребности в кадрах (например, методику центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета)?
Данный вопрос находится в работе. Необходимость подобной методики очевидна. Это одна из задач, которая будет решаться Агентством стратегических инициатив совместно с заинтересованными организациями, органами исполнительной власти и регионами в процессе апробации Регионального стандарта, в том числе на основе лучших региональных практик.
Что подразумевается под региональной концепцией навигации по востребованным и перспективным профессиям?
При разработке Регионального стандарта Агентство стратегических инициатив предлагает рассматривать понятие «профориентация» в более широком смысле как ориентацию учащихся по востребованным и перспективным профессиям, в том числе с учетом выстраивания системы дополнительного образования детей. Это определяет понятие «навигация».
Принимается ли как договор о сетевой форме реализации образовательных программ договоры о дуальном обучении?
Принимается. В субъектах договоры могут называться по-разному. При этом договор должен отвечать требованиям, зафиксированным в статье 15 ФЗ «Об образовании».
Будут ли направлены типовые договоры и схемы реализации сетевых договоров?
Насколько должна быть представлена вся линейка уровней образования? Возможно ли не привлекать к реализации стандарта вузы, или привлекать ограниченно по некоторым позициям?
Вузы должны быть обязательно привлечены к реализации Регионального стандарта, иначе не будет обеспечено выполнение Положения 8. 
Инженерные кадры выделены в отдельное положение. Можно определить требование, что не менее 10-20-50% (любая цифра) компетенций, выбираемых регионом, должны составлять инженерные? Будет идеально, если дадите перечень для выбора. Регионы сами решат, кого взять.
Каждый регион выбирает для себя пропорции по линейке уровней образования, в том числе по перспективным профессиям. При определении перечня профессий необходимо исходить от потребности ключевых работодателей, привлекаемых к реализации Регионального стандарта. В отношении перспективных профессий, к реализации стандарта привлекать предприятия инновационных кластеров, технопарков и перспективных инновационных проектов региона.
Планируется ли тема независимой оценки квалификация (сертификации) мастеров? Имеется ввиду именно подтверждение квалификации.
В дорожной карте предложен блок по подтверждению сертификации экспертов ВорлдСкиллс. По другим видам оценки квалификации вопрос не прорабатывался. Агентство стратегических инициатив готово принять предложение по данному вопросу.
Возможно ли на федеральном уровне разработать и утвердить для всех субъектов типовые технические описания компетенций ВорлдСкиллс?
Все технические описания размещены на сайте Союза «ВорлдСкиллс Россия» в разделе Техническая дирекция. При этом предусмотрена разработка классификатора компетенций ВорлдСкиллс – более удобного способа описания информации.
Предлагаем на федеральном уровне разработать и утвердить контрольно-измерительные материалы и формы проведения ГИА по методике ВорлдСкиллс в целях соблюдения единого подхода к оценке уровня компетенций обучающихся.
Про демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс и методологию его проведения можно ознакомиться по ссылке: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html
Будут ли разработаны и когда представлены в субъекты количественные и / или качественные критерии оценки достаточности и обеспеченности материально-технического оснащения?
Качественные критерии оценки формируются исходя из:

  • инфраструктурных листов по компетенциям ВорлдСкиллс,
  • требований, зафиксированных в образовательных стандартах, либо примерных образовательных программах.

В случае отсутствия этих требований по профессиям (компетенциям), участвующим в апробации Регионального стандарта, требования формируются:

  • Совместно с работодателем при формировании или корректировке образовательных программ.
  • При сборке новых компетенций ВорлдСкиллс, совместно с экспертным сообществом.

Количественные критерии формируются, исходя из количества обучающихся и нормативов (возможностей) использования ресурсных площадок.